Журналистика в Курской области

Вспоминая Константина Воробьева

Константин Воробьев

Интервью А. Щигленко - председателя Союза журналистов Курской области корреспонденту ГТРК «Курск» Н. Амелиной.

- Наш город бережно хранит память о большом русском писателе Константине Дмитриевиче Воробьеве. Его именем в Курске названа одна из улиц северо-западного микрорайона, а также средняя школа № 35. Памятник Воробьеву открыт в сквере около областной филармонии.

Союз журналистов Курской области вот уже 14 лет проведит свой, ставший традиционным т конкурс имени Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему.

В чем особенность нынешнего конкурса? – этот вопрос я адресую председателю Союза журналистов Курской области Александру Петровичу Щигленко.

- Начну с того, что курянам, разумеется, хорошо известно, что Константин Воробьев наш земляк. Он родился в курском селе Нижний Реутец, что в Медвенском районе. В нем рано проявилось творческое влечение к слову. Он, будучи ещё подростком, начинает писать в местную районную газету. Потом - служба в армии, учеба в высшем военном училище в Москве. В начале войны для защиты столицы была создана рота кремлевских курсантов, в составе которой был и Воробьев.

Но осенью 41-го года случилось то, чего больше всего боялись на войне советские солдаты. Кремлевский курсант Константин Воробьев при обороне Москвы, будучи тяжело раненым, попал в фашистский плен и прошел шесть концлагерей - шесть кругов ада: Клинский, Ржевский, Смоленский, Каунасский, Шауляйский, Саласпилский.

Потом об этом трагическом пути писатель расскажет в своей пронзительно правдивой повести «Это мы, Господи!». Эпиграфом к ней Воробьев возьмет строку из «Слова о полку Игореве» в переводе Николая Заболоцкого: «Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну».

Так вот, отвечая на ваш вопрос, главным отличием нынешнего конкурса имени Воробьева должны стать сами журналистские материалы, написанные ещё более талантливо, страстно и публицистично, чем предыдущие. Так, как писал Константин Дмитриевич. По крайней мере, наши коллеги должны стремиться к этой высокой планке в своем творчестве.

- Расскажите, пожалуйста, когда и как начался наш областной конкурс имени Константина Воробьева.

- Журналистские конкурсы, посвященные различным датам в истории минувшей войны, проводились и раньше. Но в 2001 году (напомню – это первый год третьего тысячелетия нашей эры) мы подумали о том, что память о Великой Отечественной войне должна оставаться в новых поколениях такой же острой и неизбывной, какой она жила и живет в тех, кто прошел трудными фронтовыми дорогами до победного мая 1945 года. Значит, конкурс этот должен быть ежегодным с подведением его итогов именно 9 мая – в День Победы.

Эту идею поддержала дирекция Михайловского ГОКа, согласившаяся стать соучредителем патриотического конкурса. Было решено дать ему имя большого писателя, родившегося на курской земле - Константина Воробьева.

Его произведения, как известно, долго оставались замалчиваемыми и, по сути, неизвестными для большинства послевоенных читателей. Хотя все по-настоящему большие мастера слова, знакомые с творчеством Константина Воробьева ещё в рукописях, сразу поняли: на литературном небосклоне России появилась новая яркая звезда.

Творческое наследие Воробьева огромно. Кроме уже упоминавшейся повести «Это мы, Господи!», его перу принадлежат и другие талантливые произведения о войне: «Седой тополь», «Крик», «Убиты под Москвой». Писал Воробьев и о судьбах курского крестьянства: «Почем в Ракитном радости», «Друг мой Момич», о проблемах нравственности «Вот пришел великан»…

Писателю были присуждены престижные премии имени Сергия Радонежского и Александра Солженицына. Но, к сожалению, Воробьев при жизни этих премий не получил – это были его посмертные награды. Но время всё расставило по своим местам: жизнь писателя, полная трагизма, незаурядного мужества и творческого горения, дала ему право на всенародное признание и любовь.

Так вот, в 2001 году мы совместно с дирекцией Михайловского ГОКа провели первый Воробьевский конкурс.

- Как откликнулись тогда наши коллеги – курские журналисты на новый конкурс?

- С энтузиазмом, дружно. Диплом лауреата творческого конкурса имени Константина Воробьева сразу же стал для наших журналистов одной из самых уважаемых наград.

В первый же год в нем приняли участие работники всех курских газет, теле- и радиокомпаний. О содержании материалов, удостоенных премии, можно судить по их названиям: «Нередактированная война», «Пока жива память», «Детство, опаленное войной», «На всех одна Победа», «Сохранившие Красное знамя», «Обещаем, что вернем вам имена», «Бери шинель, пошли домой…», «За всех погибших в родном краю». С тех пор дипломами Воробьевского конкурса отмечены сотни других похожих материалов.

По итогам первого десятилетия конкурса курский издательский Дом «Славянка» выпустил сборник журналистских произведений под названием «Свет звезды Константина Воробьева».

Два слова о дипломе конкурса. Он, как сейчас принято говорить, эксклюзивен, то есть, уникален, не похожий на другие. Его автор – курский художник Юрий Глюдза. На дипломе, кроме портрета писателя, размещена, в частности, римская цифра «XXI» как символ постоянства Воробьевского конкурса в нынешнем веке.

Творческий конкурс имени Константина Воробьева на лучший материал на военно-патриотическую тему стал неотъемлемой частью общественной и культурной жизни нашего города, да и области в целом. В нем из года в год участвуют не только профессиональные журналисты, писатели, но и внештатные авторы, а также пробующие перо студенты курских вузов.

- Награждения лауреатов конкурса проходят в областном Доме журналиста?

- Да, но не только в нем. Мы стремимся разнообразить церемонию вручения наград конкурса. В разные годы наши лауреаты собирались и в средней школе № 35 имени Воробьева, где работала неутомимый пропагандист творчества писателя Валентина Гавриловна Григоржевич, и в литературном музее Курска, где она сейчас работает директором. Победители конкурса не раз бывали на родине писателя в селе Нижний Реутец в доме-музее его имени. Одна из незыблемых наших традиций – возлагать цветы на могилу Воробьева. Она расположена на военном мемориале рядом с могилой Евгения Носова, - получается некоторое подобие «Литераторских мостков», что на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

- Александр Петрович, мне помнится, что с надгробным камнем на могиле Константина Воробьева случилась какая-то детективная история. И к вам в Союз журналистов по этому поводу даже приходили следователи?

- Да, это было лет десять назад. Звонок из милиции был для нас полной неожиданностью: «Кто похитил надгробную плиту с могилы писателя Воробьева?». В ответ пришлось писать объяснительную записку по полной форме.

О том, что памятник писателю – глыбу из красного финского гранита по нашей просьбе демонтировали специалисты из камнеобрабатывающей фирмы с целью обновления надписи.

Как известно, прах Константина Воробьева и его могильный камень в 1995 году были перевезены из Вильнюса, где он жил в последние годы, на родину, в Курск. Это сделала вдова писателя Вера Викторовна. После её смерти было решено захоронить Веру Викторовну в могилу мужа, чтобы она снова была рядом с ним, как это было в их жизни всегда: и в партизанском отряде во время войны, и в трудные послевоенные годы. Однако надпись на плите тогда оставалась прежней: «Писатель Константин Воробьев». О жене ни слова.

Мы в Союзе журналистов эту несправедливость решили устранить. Надпись на камне была дополнена именем Веры Викторовны, а также высокой оценкой Александра Твардовского творчества писателя: «Воробьев сказал новое слово о войне - слово честное, выстраданное, высокохудожественное».

- Теперь на могиле Воробьева стоит не могильный камень, а высокохудожественная композиция курского скульптора Владимира Бартеньева. Он, кстати, автор и другого памятника Воробьеву, который, как мы уже упоминали, установлен в сквере около областной филармонии. Вам нравится новая композиция?

- Дело не в том, нравится она мне или нет. Конечно, Владимир Иванович Бартеньев – высокий профессионал. Его скульптурная композиция на могиле писателя как бы олицетворяет основные мотивы творчества Воробьева. Художник воссоздал в бронзе образы-символы несгибаемости русского характера и его высокой человечности на основе произведений писателя: рассказа «У кого поселяются аисты» и были «Седой тополь».

Но эти символы сможет разгадать и понять лишь человек, хорошо знакомый с творчеством Константина Воробьева. Случайный же прохожий вряд ли догадается, что здесь захоронен великий русский писатель.

Потому что глыба из красного финского гранита, которую с огромным трудом перевезла из Прибалтики в Курск вдова писателя, и на которой было внятно написано, что под ней лежит писатель Воробьев со словами Александра Твардовского, была снята с могилы, исчезла. Однако на этот раз детектива не случилось: об этом исчезновении в милицию, точнее, в полицию, никто не заявлял.

И хотя, как писал поэт, новые песни придумала жизнь, но мне жаль того памятного камня. По крайней мере, он не должен пропасть или, не приведи Бог, использован для иных каких-либо целей. Его надо непременно сохранить. Пусть он стоит, к примеру, в Нижнем Реутце, возле дома-музея писателя.

- Будем надеяться, что ваши тревоги напрасны и с воробьевским камнем ничего плохого не случится. Расскажите об особенностях предстоящего конкурса имени Константина Воробьева.

- Условия конкурса остаются прежними. Жюри, как и прежде, будет оценивать журналистские материалы с точки зрения их профессионального уровня и общественной значимости.

Главное же в том, что дирекция Михайловского ГОКа поддержала инициативу группы ветеранов курской печати об издании очередного, второго сборника конкурсных публикаций. Его выпуск будет приурочен к 70-летию Великой Победы в 2015 году. Предполагается, что книга выйдет в авторитетном московском издательстве и будет богато иллюстрирована. Её получит каждый лауреат нашего конкурса, чей материал войдет в это юбилейное и подарочное издание.

______________________

 

Рубрика сайта: 
Архив публикаций: