Журналистика в Курской области

Неизвестная страница из истории "Курской правды".

Архив публикаций: 

Журналист Виктор Вербкин из Старого Оскола, исследуя биографию Ивана Максимовича Дорошенко, открыл новые страницы в истории его жизни  и в истории "Курской правды". Эта статья была опубликована в Старооскольских газетах " Зори" и "Путь Октября" к 78-й годовщине осовобождения города от немецко-фашистких захватчиков.
Редакторский подвиг Ивана Дорошенко.
Военный корреспондент организовал выпуск двух газет в освобождённом Осколе.
Страницы истории.
Виктор Вербкин
...Проваливаясь в глубоком снежном намёте, он с трудом пробрался к типографии. Ос­новное, двухэтажное здание, где размещалось печатное производство, выглядело вро­де бы целым, а вот наборный цех рядом, одноэтажный, был разрушен авиабомбой.
Под валенком хрустнуло, Иван Дорошенко даже слегка споткнул­ся. Раздвинул снег. Пачка газеты, толстая, смёрзшаяся... Забытая кем-то или брошенная немцами второпях, когда под ударами на­ших бойцов драпали из Старого Оскола? Как бросали паровозы, оружие, многочисленные трупы своих солдат... «Новая жизнь». Печатный орган оккупацион­ных властей. Газета специально издавалась фашистами для де­зинформации старооскольцев: тискали ложь, небылицы о Крас­ной Армии, врали об «успехах» собственной...
Иван довольно ухмыльнулся. Баста! Конец «новому порядку» под фашистским сапогом! Начи­нается по-настоящему новая, сво­бодная жизнь, которую принесла старооскольцам Красная Армия. Это один из этапов Воронежско- Харьковской стратегической на­ступательной операции, начав­шейся 13 января 1943 года. Немцы выбиты уже из многих восточных районов Курской области.
В разрушенный Старый Оскол Иван Дорошенко, военный кор­респондент областной газеты «Курская правда», в полушубке, с вещмешком за плечами, вошёл с солдатами 107-й стрелковой ди­визии генерала Бежко.
По следам сапёров
Ему и было такое задание: вме­сте с нашими наступающими ча­стями попасть в Оскол и там постараться немедленно орга­низовать выпуск номера «Кур­ской правды», первый на осво­бождённой территории области. Откровенно говоря, в редакции, которая пока оставалась в тылу, в Ельце Орловской области, рассчи­тывали, что это будет в Курске, куда направили другого своего военного журналиста, Алексан­дра Васильева. Но Оскол стал вновь советским чуть раньше своего областного центра.
По пятам наших сапёров Доро­шенко двигался в группе вместе с немногочисленным аппаратом Старооскольского райкома пар­тии и райисполкома во главе с их руководителями - первым секре­тарём Сергеем Перепелицыным и председателем райисполкома Николаем Панченко. Оба они все­го лишь месяц назад, в начале ян­варя, были утверждены в своих должностях в Ельце, где времен­но находились и все курские об­ластные органы власти.
К вечеру 5 февраля Оскол, про­низанный лютыми метелями, был полностью очищен от фашистов. А на следующий день, с раннего утра, довольно морозного, под 35 градусов, Дорошенко находился уже у цели.
Адрес ему был хорошо знаком. Здесь, в этих помещениях типо­графии, примыкавших к бывшей Казанско-Николаевской церкви, на Советской площади, с ноября 1941 года и до 2 июля 1942 года, до дня захвата немцами Оскола, располагалась эвакуированная из областного центра редакция «Кур­ской правды». Отсюда и он, До­рошенко, выезжал на фронт, го­товил репортажи с передовой... Как вспоминал о тех днях Алек­сандр Васильев, через восемь лет после войны переехавший в Ста­рый Оскол и ставший здесь пи­сателем, «сейчас трудно предста­вить себе, что... «Курская правда» со всем своим штатом располага­лась в двух небольших комнатах полуразрушенного староосколь­ского собора. В этих же комнатах дневали и ночевали военные жур­налисты газеты 40-й армии «За по­беду». Но я не помню, чтобы кому- то и когда-то не было рабочего места. По три, а то и по пять че­ловек работали за одним столом».
А теперь журналистский бой Иван должен был вести один... Нет рядом товарищей-газетчи­ков, нет наборщиков, метранпа­жей... Кто-то на фронте, кто-то в далёком тылу... Райком партии выделил в помощь человека - на все случаи. Ивану явно везло: в ра­бочем состоянии оказалась пло­скопечатная машина, на которой немцы как раз и выпускали свой листок, в порядке было кое-какое другое оборудование и - удача! - касса шрифтов практически в пол­ной сохранности.
Первое слово свободы
Иван засучил рукава...За три дня написал, вычитал материалы, на­брал, сверстал номер... Поставил подпись: «За ответственного редакто­ра И.Дорошенко». И отпечатал газету, прихватив, как обычно, при этом не­много ночи. Задержка возникла ожи­даемая. Когда Иван готов был вклю­чить печатную машину, поступила весть: освобождён Курск! Быстро пе­реверстав первую полосу, он под та­ким же заголовком в рубрике «В по­следний час» набрал сообщение: «8 февраля наши войска овладели го­родом Курск. Взяты большие трофеи, которые подсчитываются».
Утром 9 февраля «Курская правда», форматом АЗ, на двух страницах, по­ступила старооскольцам - этого дня они ждали давно, ждали свободного, правдивого слова как глотка свеже­го воздуха.
Всю великую радость освобож­дения Дорошенко выразил прежде всего в броских шапках, которыми он открыл номер: «Красная Армия успешно продвигается на запад», «На­шими войсками занят город Курск», «Над освобождёнными городами и сёлами нашей области развевается непобедимое Красное знамя Лени­на-Сталина!»...
Здесь же, на первой странице, он разместил приказ Верховного Глав­нокомандующего, в котором Сталин поздравлял войска Донского фронта с успешной ликвидацией вражеских войск, окружённых под Сталингра­дом. И рядом - обращение Курско­го обкома ВКП (б) и облисполкома к трудящимся освобождённых рай­онов Курской области «Быстрее вос­становим разрушенное немцами хо­зяйство!». Этот документ Дорошенко получил для публикации в об­коме партии, который накануне вместе с другими областными органами без промедления пере­брался из Ельца в Старый Оскол. Наш город, таким образом, на че­тыре дня вновь стал областной столицей. Уже отсюда руковод­ство области 9 февраля отпра­вилось в освобождённый Курск.
Призывая население к актив­ному созидательном труду, об­ком партии и облисполком в обращении подчёркивают, что фашистские изверги за время ок­купации нанесли нам тяжёлые раны. В Старом Осколе, Валуй- ках, Новом Осколе и других го­родах и сёлах немцы расстреля­ли сотни ни в чем неповинных мирных жителей: стариков, жен­щин и детей. Фашисты угнали на каторгу в Германию тыся­чи советских граждан. Только в колхозе «Светлый луч» (с. Ко- тово Старооскольского района) они разрушили 70 домов, обще­ственные постройки, изъяли у колхозников 105 коров, 114 те­лят, 600 овец, 15 тыс. пудов хле­ба, 700 центнеров картофеля. Фашисты зверски умертвили колхозницу Прасковью Кофа- нову, подвергли страшным пыт­кам Прасковью Савинкову,Татья­ну Тулинову, Анну Емельянову и многих других».
Теперь, когда враг изгнан из на­ших городов и сёл, первый долг трудящихся - быстрее залечить раны, восстановить разрушенное хозяйство, выполнить свой долг перед Родиной и Красной Арми­ей до конца - такими словами за­вершалось обращение.
И, конечно, в этом выпуске га­зеты Иван Дорошенко разместил собственный репортаж о том, как был освобождён Старый Оскол.
Он мастерски подбирает дета­ли, передающие полный разгром окружённого в Старом Осколе не­мецкого гарнизона: «На улицах разбросаны пачки писем и от­крыток, содержимое полевой почты. В одной из открыток мы не без смеха прочли просьбу не­мецкой суки Маргариты Мюл­лер из Франкфурта своему мужу Гансу поторопиться с высылкой посылки. Конечно, Ганс не толь­ко не получил открытку и не по­слал посылки, но и никогда уже не увидит свою Маргариту».
Вместе с Гансом заслуженное возмездие настигло и тысячи других оккупантов. «Парк пионе­ров немцы превратили в кладби­ще. Знакомые берёзовые кресты занимают огромную площадь. Браво нашим бойцам!» - воскли­цает Иван Дорошенко. Но тут же победное его чувство омрачается печалью, когда рисует потряса­ющие картины жестокости гит­леровцев, о которых ему расска­зывают жители. «Гумны были местом, где немцы ежедневно расстреливали наших людей, - говорит Анна Емельянова, - мы каждый вечер слышали душе­раздирающие крики мучеников».
И всё же репортаж звучит жиз­неутверждающе. В Старый Оскол пришла победа. Вместе с наши­ми войсками прибыли районные власти. «В помещении исполкома райсовета оживление, - отмеча­ет автор. - Председатель испол­кома т. Панченко принимает пер­вых посетителей». Намечаются решения по самым неотложным вопросам: ремонту электростан­ции и водопровода, обеспечению городской больницы хлебом, мя­сом, крупой и овощами...
«Курская правда» знакомит население и с первыми распоря­жениями советской власти в Ста­ром Осколе. Постановление рай­исполкома №1 от 7 февраля 1943 года обязывает всех граждан Ста­рооскольского района сдатьтро­фейное и отечественное оружие, трофейное имущество, а также имущество, принадлежащее госу­дарственным и кооперативным
организациям. В своём первом приказе, напечатанном в этом же номере, начальник гарнизо­на города Старый Оскол майор Лебедев также требует от насе­ления сдать всё трофейное ог­нестрельное и холодное оружие, боеприпасы, обмундирование, лошадей, повозки, другое снаря­жение и предметы, оставленные неприятелем при отступлении. Хождение и езда по городу без пропусков разрешается с 6 часов утра до 8 часов вечера.
Возрождённая «Путёвка»
Публикуя официальные доку­менты местной власти, област­ная газета в этом смысле взяла на себя роль районной газеты, кото­рой еще нет, но необходимость в информировании староосколь- цев о местных делах стоит остро.
А кому поручить возродить вы­пуск районной газеты «Путь Ок­тября», издание которой было прекращено еще 25 октября 1941 года? Пока некому. Иван Дорошенко, выдав в свет номер «Курской правды», засобирался в областной центр - там его уже ждёт немногочисленная редак­ция, вернувшаяся домой тоже че­рез Старый Оскол. Райком пар­тии просит его задержаться, еще поработать: надо поставить на ноги «Путёвку». По согласованию с обкомом партии Дорошенко на­значают её ответственным ре­дактором.
До нынешнего дня этот факт был абсолютно забыт, выпал из нашей коллективной памяти, тем более что в Старом Осколе не сохранилось ни одного экзем­пляра «Пути Октября» той поры. Подшивку за 1943 год, начиная с февраля, можно полистать толь­ко в Москве, в Российской госу­дарственной библиотеке, или, как её по-прежнему называют, «Ленинке». Там я и обратил вни­мание на фамилию редактора. Тогда она было мне незнакома, неизвестна. Теперь мы знаем это имя: Иван Максимович Дорошен­ко, первый редактор «Путёвки» в освобождённом от оккупации Старооскольском крае.
И ему,таким образом, принадле­жит особое место нетолько в исто­рии районной газеты, но и всей местной периодической печати.
Снова Иван в единственном числе взялся за перо и встал за печатную машину. Первый побед­ный номер «Путёвки» вышел в четверг, 11 февраля 1943 года, размером с обычный лист бума­ги, А4, Также на двух страницах. Но зато в логотипе, там, где назва­ние газеты, гордо значилось: вы­ходит ежедневно. Правда, не имея под руками старых выпусков, До­рошенко невольно допустил две неточности: год издания указал 12-й, позже исправили на 15-й, и не угадал с валовой нумерацией, то есть счётом номеров со дня ос­нования газеты, значительно её завысив.
В тех условиях это было несу­щественно. Главное - староос- кольцы держали в руках первый номер собственной возрождён­ной газеты. Здесь не найдём по­вествования о важнейшем собы­тии - изгнании врага из Старого Оскола. Дорошенко посчитал, что выполнил эту задачу, рассказав об этом в «Курской правде». Зато он дал почти на всю вторую стра­ницу большой репортаж «Конец фашистскому игу» об освобож­дении села Хорошилово Старо­оскольского района, подписав его псевдонимом - И. Максимов. Заметим, для своих публикаций он использовал ещё одно имя - Д. Иванов.
Почему подготовил материл именно из этого села? Потому что в Старый Оскол он прошёл че­рез Хорошилово вместе с насту­павшими советскими войсками. «Еще не улёгся пороховой дым, ещё за околицей била артилле­рия, но уже настал праздник, - короткими, но ёмкими штрихами передаёт журналист свои впечат­ления. - Народ вышел на улицы. Матери всматриваются в лица бойцов и приветствуют их как своих, родных сыновей».
Рассказ Иван Дорошенко - это и документ, обличающий звер­ства, которые творили фашисты на захваченной советской зем­ле. Именно такого рода свиде­тельства и легли в основу Нюрн­бергского процесса, на котором руководителям Третьего рейха были предъявлены обвинения в военных преступлениях. Каждый житель Хорошилово может вы­ставить счёт гитлеровской Гер­мании - столько слёз пролито, столько горя испытано. «В памя­ти у всех, - пишет автор в своем репортаже, - встаёт Алёша Май- бога, расстрелянный за помощь партизанам. Не зажили раны от венгерских плетей, которыми пороли «завоеватели» стариков и женщин. ...Нет в Хорошилово из 319 дворов почти ни одного, где бы не был учинён грабёж. У Н.Н. Сидельникова отнята тёлка. У Г.М. Туголукова - тёлка и овца. У И.И. Медведева - корова и две
овцы. У М.М. Севрюковой - овца. У Д.А. Пустоваловой - тёлка, куры и весь хлеб. У О.И. Туголуковой - овца и куры...»
Хорошиловцы, подчеркивается в публикации, прекрасно поняли фашистскую грабительскую по­литику, проводившуюся со всей последовательностью, ждали и верили в счастливый час своего освобождения. И он пришёл. Село начинает жить прежней полно­кровной жизнью.
Тем временем Красная Армия продолжает наступление, и это остаётся важной темой для га­зеты. Через всю первую страни­цу шапка - «Да здравствует наша Советска Родина». Под рубрикой «В последний час» сообщается, что наши войска овладели горо­дом и крупным железнодорож­ным узлом Белгорода, городом Шебекино, районными центра­ми Солнцево, Медвенка, северо­ западнее Курска занят районный центр и станция Поныри.
С жадностью старооскольцы вчитывались в колонку новостей, рассказывавших о мирных делах: созданная бригада восстановила электростанцию, город получил электросвет; начато восстанов­ление железнодорожных путей; сформированные из населения истребительные отряды произ­водят сбор трофейного оружия; в городской больнице законче­но оборудование нового корпу­са, улучшено питание больных; горжилотдел ведёт ремонт зда­ний учреждений и жилых домов, разрушенных немецкими банди­тами, восстановлен дом райкома и райисполкома...
Четыре номера «Путёвки» были выпущены усилиями Ива­на Дорошенко. Последним для него стал выпуск, вышедший в понедельник, 15 февраля. В этот день обком партии отозвал его в распоряжение редакции «Кур­ской правды» - там тоже всё ещё не хватало творческих сил.
«Журналист опытный, инициативный...»
Благодаря Ивану Максимовичу сегодня мы знаем, чем жил кон­кретно первые десять дней после освобождения наш край, в каком настроении пребывали старо-оскольцы, как начинали залечи­вать раны, нанесённые войной. Дорошенко оставил нам корот­кую, но яркую летопись того не­забываемого времени.
Сам он мог быть вдвойне до­волен проделанной работой. Во- первых, выполнил поставленную перед ним задачу. А во-вторых, тем самым преподнёс неплохой пода­рок к своему приближавшемуся «юбилею» - 3 марта ему стукну­ло З0лет.
Родился И.М. Дорошенко в 1913 году в слободе Бутурлиновке Воронежской губернии в семье крестьянина-бедняка. Каконписал в автобиографии, «семья, состояв­ шая из 8 человек, имела дом, коро­ву и периодически лошадь». Когда Ивану было пять лет, отецумер, и семья разделилась. Со своим бра­том он остался у матери, работав­шей по найму у частных лиц.
Крепкую помощь они получили, когда пришла Советская власть. Иван смог окончить в 1929 году девятилетку, получая два послед­них года государственную стипен­дию. После учился два курса в Бо­гучарском сельскохозяйственном техникуме. Окончить его не дове­лось - в руководстве района при­метили активного студента и на­значили его заведующим отделом райкома ВЛКСМ.
Иван отличался не только по­литической подкованностью, но и литературным даром. Часто пуб­ликовался в местной районке. Был очень начитан. В анкетах, отвечая на вопрос, какими языками владе­ет, писал: русским и украинским. И вскоре его оценили уже в област­ном центре: по решению обкома ВЛКСМ Центрально-Чернозёмной области Дорошенко в конце 1931 года был направлен на работу в областную газету «Молодой ком­мунар».
Летом 1934 года ЦЧО была раз­делена на Воронежскую и Кур­скую области. Теперь уже ЦК ВЛКСМ направляет Ивана Доро­шенко как крепкого журналиста в Курск - поднимать новую област­ную комсомольскую газету «Мо­лодая гвардии». Здесь работал заведующим сельскохозяйствен­ным отделом, отвечал за освеще­ние жизни сельской молодёжи. С 1935 года служил в армии, в 7-м кавалерийском полку Н КВД в Ир­кутске. В ноябре 1937 года, по воз­вращении из армии, стал работать уже в областной партийной газе­те «Курская правда» - заместите­лем заведующего сельхозотделом. В апреле 1939 года был принят в ряды ВКП (б).
«Тов. Дорошенко грамотный и опытный газетный работник. К делу относится добросовестно, работает с инициативой. Хорошо знает сельское хозяйство, в сво­их статьях и корреспонденциях умеет серьёзно и глубоко поста­вить практические вопросы ра­боты колхозов, совхозов и МТС, вопросы руководства сельским хо­зяйством со стороны партийных и советских организаций» - такая оценка сформулирована в харак­теристике на Дорошенко, которую руководство редакции подгото­вило для обкома партии в авгу­сте 1940 года.
В галерее героев войны
После победы, сняв шинель во­енного корреспондента, он вновь переключился на свою любимую тему - сельскую жизнь. Хотя мог писать на любые другие и в разных жанрах, вплоть до фельетонов.
До 1954 года, пока Старый Оскол входил в состав Курской области, приезжал сюда в командировки, по редакционным делам, с вооду­шевлением отмечал поступатель­ ное развитие Старооскольского края. И обязательно заглядывал в «Путёвку», газету, которую счи­тал родной.
Иван Максимович длительное время работал заведующим от­делами сельского хозяйства, за­тем - партийной жизни, первым заместителем редактора «Курской правды».
Весной 1962 года, когда Хрущёв, тогдашний глава Советского Сою­за, затеял свои противоречивые эксперименты в системе партий­ного и хозяйственного руководст­ва, на базе Курского и близлежа­щих районов был создан крупный административно-хозяйствен­ный комплекс - Курское колхоз­но-совхозное территориальное производственное управление. Для информирования населения этих районов организовали газету «Сельская новь». По сути, она име­ла статус областного издания - в учредителях числились Курский обком КПСС и областной Совет де­путатов трудящихся. Редактором газеты был назначен И.М. Доро­шенко. С этой должности он и ушёл на заслуженный отдых, ког­да достиг пенсионного возраста. Правда, газета к этому времени вновь стала районной.
Через несколько лет он переехал из Курска в Кисловодск, поближе к детям. В 1989 году Иван Макси­мович, тяжело болевший, ушёл из жизни. Похоронен в Кисловодске.
Имя военного корреспонден­та «Курской правды» лейтенан­та Ивана Дорошенко увековечено в подмосковном музейном комп­лексе «Дорога памяти», возведён­ном в парке «Патриот», вокруг Главного храма Вооруженных сил России. Его фото с краткой биографией размещено в гале­рее участников Великой Оте­чественной войны.
Постскриптум
Автор благодарит своих кол­лег, с которыми ему удалось познакомиться пока лишь по телефону, но которые оказали добрую помощь в поисках сведений о И.М. Дорошенко: председателя Союза журнали­стов Курской области Констан­тина Строева, предоставивше­го фотокопию личного дела И.М. Дорошенко, составлен­ного в 1940 году, бывшего за­местителя главного редактора «Курской правда» Николая Ферапонтова, подготовившего замечательную книгу по исто­рии этой газеты «Страницы и лица», а также внучку Ивана Максимовича, тоже журнали­ста Наталью Александровну Гребенькову, проживающую в Ставрополе. Признатель­ность выражаю и заместителю директора Старооскольского краеведческого музея Елене Андрусенко и краеведу Влади­миру Чурикову.
14.04.2021.

Рубрика сайта: 
Журналистская энциклопедия: