Журналистика в Курской области

Мы будем вспоминать... Петр Горовой

Архив публикаций: 

         "Мы будем вспоминать" - проект Союза журналистов Курской области, посвященный курским журналистам - участникам Великой Отечтвенной войны продолжает публикация члена Союза журналистов России Олега Адамайтиса об участнике боев за освобождение Курска Петре Кузьмиче Горовом (15.06.1923 - 4.03.2014)
         ПЕТР ГОРОВОЙ: «МЕЧТА МОЕЙ ЖИЗНИ…»
         Петр Кузьмич был частым гостем в средней школе №17 города Курска. Благо жил он всего лишь в нескольких шагах от школы – на улице Пионеров. Там я и познакомился с ним. Потом были долгие разговоры о днях проведенных им на войне, о месте человека в истории своей страны, о добре и зле…Эти беседы многому нас научили – любить свою Родину, блюсти свою честь, а самое главное хранить память о людях и событиях нашей великой истории…
         Сегодня, я часто вспоминаю один из таких вечеров. Накануне 23 февраля. Вместе с кадетами школы я пришел в квартиру на Пионеров, дочь Горового – Ирина Петровна приготовила нам чай с вареньем и бубликами. Мы пили ароматный чай и беседовали, как всегда о войне – кадеты любили его рассказы. Все было как обычно. Только Петр Кузьмич выглядел нездоровым, говорил с трудом, но пытался шутить… Тогда мы еще не знали, что это наша последняя встреча с ветераном.
         4 марта его не стало. На дворе стояла пасмурная погода. Сквозь серые облака едва пробивался солнечный луч. А на душе было тоскливо и не менее пасмурно…Работники кладбища медленно опустили в могилу гроб с телом Петра Кузьмича. Прогремел салют. И мы, вдруг ясно почувствовали пустоту в душе, только сейчас в полной мере осознав, что Горовой больше уже никогда не придет в нашу школу, больше никогда мы не услышим его тихий и спокойный голос. И мы едва сумели сдержать слезы…   
          Первые тяготы войны
          Просматривая фотоархив переданный нам его дочерью, мы сегодня, прослеживаем страницы большого жизненного пути журналиста – фронтовика, человека с чистой и светлой душой…
          На фронт Петр Кузьмич попал из счетоводов колхоза «Заветы Ильича». Окончив в 1941 году в родном селе Новохуторное Красногвардейского района Белгородской области 10 классов, он решил, что надо помогать родителям трудовой копейкой, и устроился на работу в колхоз. Мирному труду помешала война, и Петр не стал ожидать призыва. Вместе с ним желающих попасть на фронт набралось на целых пять подвод! Все комсомольцы села. Взяв с собой сухари, по доброму шматку сала и куску сахара – они двинулись в районный центр в военкомат. Там, увидев деревенских подростков, только посмеялись и отправили их восвояси, сказав, что пока рановато будет!
           А осенью 1941 года они получили повестки: «Явиться в военкомат». Петра Горового и его односельчан направили в город Бобров Воронежской области, там находился сборный пункт. Через несколько дней был дан приказ всем выдвинуться в Камышин Сталинградской области. И призывники, протопав пешком три области, в последний день уходящего года прибыли в расположение, формировавшейся там стрелковой дивизии.
           Три месяца будущих солдат обучали военному делу в школе сержантского состава. А в марте 1942 года личный состав стрелковой дивизии погрузился в вагоны и отправился на фронт. Дивизия Петра Горового заняла линию обороны в районе села Русский Брод. Там молодой минометчик принял свой первый бой…
           В январе 1943 года 1033-й стрелковый полк 280-й стрелковой дивизии 60-й армии получил приказ выдвинуться на Курск, занятый немцами. Стоял сорокаградусный мороз…Наши солдаты тридцать долгих мучительных дней, утопая по грудь в огромных сугробах, шли к поставленной командованием цели. Петр Кузьмич вспоминал: «Стоял мороз, а с нас пот катил градом. Мы ведь не просто шли сквозь снежную пургу, встречали по пути село - вступали в бой с немцами. Было жарко!
           На привале ели замерзший хлеб, который рубили топором. Иногда только кусочек хлеба за весь день, так как нельзя было ни зажечь костер, ни растопить полевую кухню: в небе постоянно кружились фашистские самолеты - разведчики. Если останавливались в лесу – обязательно выставляли часовых, а сами палатками накрывались и спали. Утром глянешь вокруг – никого не видно - палатки все белые, запорошенные выпавшим за ночь снегом...Проснулись, пожевали хлеба и снова вперед».
       От Курска до Берлина
       Штурм города начался в ночь на 8 февраля. А мы словно опять слышим тихий голос Петра Кузьмича: «К Курску мы подошли в ночь с седьмого на восьмое февраля со стороны нынешней улицы Дубровинского. Мы видели, как на горе дымился разбомбленный мединститут. С первых минут сражение приобрело весьма яростный характер. Наши солдаты к утру ворвались в город и начали блокировать один опорный пункт немцев за другим, нарушая огневую связь между ними и уничтожая их поодиночке. Гитлеровцы, в свою очередь, цеплялись до последнего за каждую улицу,  засели в домах и ожесточенно отстреливались. Мы одновременно с разных сторон ворвались в город. Завязались уличные бои. Преодолевая сопротивление немцев, красноармейцы медленно продвигались к центру города с севера – со стороны Знаменки, с северо - востока – от железнодорожного вокзала, через реку Тускарь и Ямскую гору и с юга – через Стрелецкую слободу, к железнодорожной ветке. К полудню 9 февраля город был освобожден.
          А мы уже вечером, 8 февраля получили новый приказ: «Наступать на север!» Двинулись в сторону Фатежа. В орловском направлении. Не доходя тринадцати километров до Тросны, заняли линию обороны между поселками Муравль и Турейка. Надо было рыть окопы. Представьте, как промерзла земля! Мы сначала киркой резали пласты из снега и укладывали один на другой высотой до двух метров. Получались такие траншеи из снега. Хоть какое - то укрытие, маскировка. На снег стелили солому и спали на ней».
         А потом в его жизни была Курская дуга. С фотографии на нас смотрит молодой офицер – уже лейтенант, комсорг полка. Он сидит на скамейке у дома жителя деревни Нижняя Медведица Ивана Акимовича Пашина. Он улыбается. Наверное, потому что встретил свою первую любовь…Одна из трех дочерей Пашина впоследствии станет его женой и это навсегда сделает Курский край родным для Петра Кузьмича.
        А мы опять слышим голос ветерана: «На нас обрушилась лавина танков, их гул и лязг гусениц сотрясали землю. Заработали все наши минометы. Огонь был мощным! Они даже раскалились докрасна и вскоре, огонь нам пришлось прекратить. От порохового дыма кружилась голова, свист пуль и снарядов не давал нам возможности высунуться из траншеи. Когда улеглась пыль, увидели остановившиеся танки. Многие из них горели. Немцу не удалось прорвать нашу оборону. Большие потери были и у нас».
          После боев у Тросны подразделение Петра Кузьмича Горового  опять перебросили под Курск для пополнения оружием и людьми. Он шел по курской земле и видел сожженные немцами дотла  курские села, встречал уцелевших местных жители. Голодные, оборванные и измученные, они ютились в землянках, и было больно смотреть на них, столько выстрадавших почти за два года оккупации и радовавшихся простой краюхе черного хлеба».
           От увиденного и пережитого хотелось кричать, рассказать людям о жестокости войны, о зверстве нелюдей в немецкой форме… Именно на курской земле родился журналист Петр Горовой.
           И очень хорошо, что живые воспоминания журналиста - фронтовика, запечатлены в его статьях и бережно сохранены в статьях и интервью современных журналистов. Живые и яркие эти воспоминания открывают нам – потомкам страшную правду о той войне. Великой Отечественной! Второй мировой!
           Пыльными дорогами Украины, Венгрии, Польши и Чехословакии Петр Кузьмич Горовой с боями прошагал до самого логова нацистов – города Берлина. Об этом рассказывают фотографии его личного архива. На одной из них - молодой офицер стоит в окружении своих товарищей у стен поверженного рейхстага. Они устало улыбаются – наконец - то, закончилась для них эта кровавая страда. Но для него ужасы войны продолжились и после того, как вся страна уже праздновала Победу: «После 9 Мая в Германии погибла почти вся наша рота, — вспоминает Петр Кульмич. — Потому что мы уже не ожидали нападения, а отдельные отряды немцев еще скрывались в лесах».
            Война для командира минометного расчета старшего лейтенанта Петра Горового закончилась 11 мая 1945 года в Австрии.
            За героизм и мужество Родина наградила Петра Кузьмича Горового многими  орденами и медалями: за освобождение Курска медалью «За боевые заслуги», за Курскую дугу – орденом Красной Звезды, за Днестр – орденом Отечественной войны II степени, за форсирование Одера – орденом Красной Звезды. Есть у него и две польские награды: медали «За Одер, Нейси, Балтику» и «За Победу».  Но Горовой, никогда не кичился своими боевыми наградами, говоря: «Они не только мои, они всех моих товарищей, которые остались на той войне. Они спят в своих могилах - от Курска до Берлина…». И вполголоса  напевал свою любимую песню «Журавли»…
             Краснознаменный Закавказский военный округ
             После окончания войны ему предложили работу в дивизионной газете и Петр Кузьмич с радостью согласился: «Господи! Да это же мечта всей моей жизни!». В журналистике Горовой прошел путь от корреспондента дивизионной газеты до ответственного секретаря газеты Закавказского военного округа «Ленинский путь», работал в системе ТАСС, был заместителем главного редактора Грузинского информагентства. За достижения на этом поприще Петр Кузьмич Горовой получил звание заслуженного журналиста Грузинской ССР.
      Восемнадцать лет он прослужил в Краснознаменном Закавказском военном округе, посещал войсковые соединения округа, общался с солдатами и офицерами, знал и разговаривал с командующими, среди которых были знаменитые генералы и маршалы, командовавшие армиями и фронтами в время Великой Отечественной войны: освободителем четырех столиц Европы маршалом Толбухиным Федором Ивановичем, генералом армии Иваном Ивановичем Федюнинским, знаменитым маршалом Победы Константином Константиновичем Рокоссовским. И писал…писал не только о событиях, происходивших в округе, но и о днях отданных Великой войне…Эта тема никогда не отпускала его, тем более, что Петру Кузьмичу было о чем рассказать.   
        «Война – это всегда боль, горе и страх...» – как - то проронил Петр Кузмич в беседе с кадетами школы №17. И в подкрепление своих слов вспомнил, как в апреле 1944 года бойцы дивизии форсировали Днестр. В ледяной воде у лошадей начинались судороги, животные тонули вместе с коноводами – отовсюду доносились крики о помощи. На Днестре он был ранен. В рану попала инфекция, и он едва выжил. Вспомнил он и о трупах, которые они собирали в украинских деревнях. Уходя, немцы без всякой надобности расстреливали мирных жителей. Об узниках концлагерей, которые были настолько измождены, что не могли передвигаться поодиночке. Ходили по несколько человек, поддерживая друг друга: «Когда мы ворвались в концлагерь Равенсбрюк, увидели целые горы женских волос и пинеток. Это все, что осталось от пленных женщин и детей, которых немцы сожгли в газовых камерах»…
          Прошло почти четыре года, как Петра Кузьмича не стало. Но память о нем бережно хранится кадетами, которые создали в школе музей, посвященный Горовому и сотням курских журналистов фронтовиков.
          И благодаря этой памяти, уйдя в небо ветераны - фронтовики стоят на страже Родины и учат любви к ней своих внуков и правнуков.
          Олег Адамайтис
           15.04.2020.

Рубрика сайта: 
Журналистская энциклопедия: