Журналистика в Курской области

Взлетные и газетные полосы Ивана Аборнева

Архив публикаций: 

    В проекте Союза журналистов Курской области «Мы будем вспоминать», посвященном курским журналистам - участникам Великой Отечественной войны, рассказываем о Иване Ивановиче Аборневе - главном редакторе газеты «Путь Ильича» (теперь она называется «Фатежские будни»). Но прежде довелось ему подписывать к печати газетные полосы в Медвенской, Суджанской, Горшеченской  и Советских «районках». На авиационном языке – ставил газеты на крыло. Корреспондент «Фатежских будней» Ольга Костикова очерк о своем коллеге назвала «Он сбил первый самолет в небе под Курском»
     Он сбил первый самолет в небе под Курском
     Мечта многих мальчишек – взмыть подобно птице в небо и ощутить прелесть полета, взглянув с высоты на родные просторы. А как хотелось стать летчиком Ване Аборневу! Слиться воедино с могучей машиной, которая бы подчинялась каждому движению его рук. Для осуществления своего заветного желания он поступил в 1940 году  в Курский аэроклуб, а затем в Чугуевское авиаучилище. Но учебные планы были разрушены начавшейся войной, и курсанты покинули Чугуев, пешком добравшись до Воронежской области, а затем на поезде - до Южного Казахстана. Училище разместилось в Чимкенте и Джамбуле. Постигая азы летного дела,  ребята неотрывно следили за ходом боевых действий, и  с нетерпением ждали, когда  же они отправятся на защиту Отечества.
     В 1942 году Иван Аборнев с отличием  окончил училище. В июне 1943 года был отправлен  на Центральный фронт. Садился на тот самый аэродром в Курске, где размещался когда-то аэроклуб. Целый месяц летал на своем истребителе ЯК-1 на Северный фас Курской дуги на разведку. Приходилось пересекать и линию фронта, направляясь к Орлу, Мценску. В начале июля летчики видели, что немцы сосредоточили танки, артиллерию в оврагах,  рощицах и по прилету докладывали об этом командованию.
     - И вот наступило 5 июля. Рано утром вылетели на прикрытие  двенадцати ИЛов 8 истребителей, - рассказывал Иван Иванович. –Недалеко от Понырей шла группа немецких «юнкерсов»  под прикрытием  «фоккевульфов» (ФВ-190). Завязался воздушный бой. Мне удалось сбить один «фоккевульф».
Это был не только первый самолет, сбитый Иваном  Аборневым, но и первый – в ходе Курской битвы. Наши летчики в том бою потерь не понесли, сохранили всех штурмовиков.
        Жаркие сражения шли и на земле, и в небе. Каждый день вылетали на задания по 3-4 раза: то на прикрытие, то на свободную «охоту». Больше всего вылетов сделал летчик в район Понырей и Ольховатки. 563-й истребительный полк, в котором служил Иван Иванович, за время битвы под Курском  уничтожил свыше 50 самолетов противника. После разгрома немцев на Курской дуге полку присвоили звание 116-й гвардейский Краснознаменный авиаполк. Тогда же и первую награду - орден Красной Звезды – вручили Ивану Аборневу.
        Из наградного листа:
        «Товарищ Аборнев участвовал на фронтах Отечественной войны с 6.06.43 г., за это время проявил мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками. С 10.06. 43 г. по 10.07. 43 г. произвел 27 боевых вылетов, из них: на разведку – 7,  на сопровождение штурмовиков – 11, на прикрытие  своих войск – 4, на «охоту» - 5, провел 11 воздушных боев, из них одиночных – 4, групповых – 7. С 5.07. 43 г. по 10.07. 43 г. сбил два самолета, из них один лично, типа ФВ-190 и в паре – «ХЕ-111», подтвержденные наземными данными. Летает уверенно, в воздушных боях дерется смело. Умело помогает товарищам в бою…
          Командир 283-й Камшинской ИАД дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Денисов. 14 июля 1943 года».
        Чтобы машины не подвели в полете, их тщательно готовили механики, радисты, оружейники, каждый отвечал за свое дело.
        - Если нас поднимали в 4 часа утра, то механики на полтора-два часа раньше были уже на аэродроме, проверяли готовность  самолетов к вылету. На них была вся надежда, и друзья никогда не подводили. Оставаясь на земле, они ждали нашего возвращения. Каждый механик по звуку определял свой самолет и узнавал его на подлете к аэродрому. Но если проходило 50 минут, а пилота не было, значит, все, ведь горючее рассчитано как раз на это время, - вспоминал Иван Иванович.
         Однажды он не вернулся с задания. Агентурная партизанская разведка донесла, что в 12 часов дня прибудет в город Почеп (Украина) немецкий эшелон. Два наших штурмовика под прикрытием  истребителей ( ведущим был Владимир Мельник, ведомым – Иван Аборнев) вылетели 18 сентября  1943 года  в район Почепа.
         - Немножко рановато мы вышли, - говорил ветеран войны.- Подлетая к Новгород-Северскому, сделали круг на своей территории, а потом легли на курс. Километров через 10-12 у меня отказал мотор, пришлось разворачиваться в сторону своих и планировать. При планировании, куда нос самолета смотрит, туда и приземлишься. Нос показывал в речку. Приближаясь к земле, сманеврировал и реку миновал. Пришлось сажать самолет на левый песчаный берег Десны.
          Сел на брюхо, крылатую машину  крутануло так, что перевернулась. В это мгновение летчика выбросило из кабины метров на 30, а самолет от удара разлетелся в щепки. Сколько пролежал без сознания, Иван Иванович не помнит. Очнувшись, пошевелил руками – работают. Бездействовала левая нога – перелом бедра. Рядом была передовая, и наши пехотинцы подобрали пилота, отправив в эвакогоспиталь. Сначала в Дерюгино Дмитриевского района, а потом в Гомеле пролежал фронтовик 3,5 месяца. Выздоровев, младший лейтенант  вновь вернулся в строй.
           Страшно ли на войне? Не верьте, если вам ответят «нет». Самые правдивые поэтические строки Юлии Друниной, хлебнувшей лиха, гласят: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».
           - Конечно, не по себе становится, когда командир дает задание, -  рассказывал ветеран. -Выслушаешь его, возвращаешься к самолету, готовишь карту, куда лететь, прокладываешь маршрут с отметками ориентиров, ставишь время их прохода и – к самолету. Механик Гриша Струганов докладывает: «Товарищ командир, самолет к вылету готов». Выруливаешь на взлетную полосу, идешь на взлет. Как только от земли оторвался, мандраж пропадает. Ощущение, будто обыкновенную работу выполняешь.
            Много боевых вылетов совершил Иван Иванович, храбро дрался с противником. 3 марта 1944 года сопровождать «ИЛы» на штурмовку железнодорожных составов на станцию Жлобин направили на прикрытие несколько истребителей. Отправился назадание и младший лейтенант Аборнев. Несмотря на моросящий дождь, плохую видимость, наши летчики, защищая штурмовиков, успешно отражали атаку за атакой «мессершмиттов». С одним из «МЕ-109» у Ивана завязался ожесточенный бой. И вдруг удар по кабине истребителя. Острая боль пронзила пилота. Правая рука повисла плетью, нога – перебита, тело   изрешечено осколками. Алыми струйками полилась кровь. Все приборы вышли из строя. «Главное, не потерять сознание, - думал тяжелораненый летчик, - и добраться до своих». Внизу была  немецкая территория, садиться нельзя, можно попасться в лапы фашистов. Сжав зубы, превозмогая боль, истекающий кровью Иван Аборнев, управляя самолетом одной левой рукой и левой ногой, вышел к своим. Сесть на брюхо? Но внизу берег Днепра весь в воронках, живого места нет. Лететь дальше, на аэродром, - принял решение летчик –истребитель. Темнело в глазах, черные круги туманили сознание, но усилием воли он заставил себя лететь. И вот чуть позади себя Иван увидел огоньки ракетного выстрела. Оказывается, аэродром Аборнев почти пролетел. И с земли, заметив пролетающий истребитель, дали сигнал.
    - Я развернулся, попробовал на высоте выпустить тормозные щитки (не перебиты ли?), выпустил шасси. Все вышло. И пошел на посадку. Сел, выключил зажигание, и сразу потерял сознание.
      К самолету подбежали друзья, вытащили летчика и немедленно отправили в госпиталь. Из наградного листа:
      «Выполняя задание на прикрытии штурмовиков И.И. Аборнев со своими товарищами, несмотря на плохие метеоусловия, обеспечил сопровождаемым штурмовикам нормальную работу. Во время штурмовки «ИЛ-2» было зафиксировано более 10 очагов пожаров… В воздушном бою прямым попаданием трех снарядов с «МЕ-109» самолет Аборнева был подбит, выведены из строя все аэронавигационные приборы. Летчик был тяжело ранен, получил более 40 ран. Истекая кровью, товарищ Аборнев привел самолет на свой аэродром и произвел благополучную посадку. Благодаря настойчивости и героическому подвигу, тов. Аборнев спас дорогостоящую материальную часть самолета «ЯК-1». Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды…»
         Служили в авиаполку два товарища – Ваня Черный (Аборнев) и Ваня Белый (Минин). Часто вместе летали на задания. В одном из воздушных боев Иван Минин погиб, не дожив до Победы всего месяц. «За Ваню!» -написал  на своем истребителе  Аборнев и мстил фашистам за погибшего друга до последнего дня войны.
         В конце войны авиаполк получил в Саратове новые самолеты «ЯК-3». Это были современнейшие, самые быстрые истребители в мире. На новой машине Иван Иванович участвовал в битве за Берлин. Сбил 6 самолетов лично и два в группе бомбардировщиков. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.
       Хранится у дочери Ивана Ивановича фотография из поверженного Берлина. Стоит Аборнев на крыше рейхстага, обнявшись с друзьями из эскадрильи, а под ногами, как черный паук, - фашистская свастика.
       Победный май шествовал по Европе, а старшему лейтенанту Аборневу пришлось распрощаться с авиацией навсегда. Медики отстранили его от полетов, и занялся фронтовик делами земными. Приехав в Фатеж, Иван Иванович много лет проработал редактором Фатежской районной газеты «Путь Ильича».
       Ольга Костикова, корреспондент газеты «Фатежские будни», член Союза журналистов России
       8.05.2020.

Рубрика сайта: 
Журналистская энциклопедия: