Журналистика в Курской области

Глоссарий журналиста. Журналистские термины и понятия

Авторский лист - единица объема текста и изобразительного материала, равная 40 000 печатных знаков прозаического текста с пробелами между словами, либо 3000 кв. см. площади изображения иллюстраций и оформительских элементов, либо 700 стихотворным строкам.
Аделиб  -  импровизационный фрагмент в дикторском выступлении на радио.
Алфавитизм (alphabetism) - некоторое преимущество, которое в рекламной коммуникации имеют фирмы с названиями, начинающимися с букв первой части алфавита.
Атрибуция - установление первоисточника информации, авторства.
Аудитория - понятие, которое трактуется по-разному в свете функционального значения. В медиаметрии этот термин подразумевает некое множество потенциальных потребителей медиапродукта, рассматриваемое в заданных границах.
Баннер (banner) - в компьютерном дизайне прямоугольное пространство, несущее некое рекламное сообщение. В наружной рекламе - транспарант, натянутый на высоте.
Белый шум - пропагандистский прием, заключающийся в подаче такого количества "новостей", что становится невозможно выбрать приоритеты.
Бестселлер - термин, чаще употребляемый на книжном рынке к изданию, пользующемуся повышенным спросом. В книжном маркетинге существуют различные критерии определения бестселлера. Например, в США книга считается таковой, если ее востребованный тираж приближается к цифре, составляющей 0,5-1% населения страны.
Бит - единица измерения информации, равная одному двоичному разряду. Отсюда и более крупные единицы - байты, мегабайты.
Блек-аут - одна из популярных разновидностей радиорекламы в форме динамичного диалога с элементами юмора.
Бликфанг - рекламный элемент, основной функцией которого является привлечение внимания.
Блокбастер - а) кассовый кинофильм. б) рекламная компания, вызвавшая незаурядный сбыт товара;
Бренд  (brand) - популярный товарный знак, который обрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам. Brend image - графическая часть товарного знака. Brend name- текстовая часть товарного знака.
Брифинг - встреча официальных лиц с представителями СМИ, на которой коротко излагается позиция по определенному вопросу.
Верификация - проверка информации на достоверность, правдивость ис­точников.
Видеоньюсрелизы - информационные сообщения для СМИ, записанные на кассетных носителях.
Виртуальный - не существующий в реальности, имитация с помощью ком­пьютеров.
Гарнитура - комплект шрифтов, имеющий общие графические признаки. Шрифты одной гарнитуры могут различаться по размеру (кеглю); по насыщенности (светлый, жирный, полужирный); по наклону (прямой, курсив).
Гипертекст - термин введен в 1974 году Теодором Нельсоном в его книге "Компьютер - машина снов" для описания электронных текстов, связанных с другими подобными текстами. Этот принцип чтения разрушал традиционную линейную схему. В 90-е годы "гипертекстовость" легла в основу WWW. С возникновением возможности манипулировать электронным текстом, звуком, изображением утвердился термин "гипермедиа".
Дайджест — а) краткое изложение литературного произведения; б) периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материа­лов из других изданий.
Деза - дезинформация (профжаргон). а) ложная информация, выброшенная на информационный рынок с отвле­кающей целью; б) один из приемов, используемых с целью распространения порочащей информации о субъекте коммерческого или политического рынка.
Джинса (профсленг) - заказная платная статья с прямой или косвенной рекламой. Этот термин возник в российских СМИ, в "знаменательном" 1993 году, на фоне острейшей внутриполитической конфронтации.
Ди-джей, диск-жокей (DJ) - ведущий музыкальных программ, основная задача которого заключается в эмоциональной подаче новостной информации в соответствии с жанровыми особенностями (форматом) передачи.
Диффамация - распространение через СМИ сведений, порочащих кого-либо. Синоним понятия "компромат".
Желтая пресса - термин возник в американской печати конца XIX века на фоне острой конкуренции между двумя медиамагнатами Джожефом Пулитцером и Уильямом Херстом. Непосредственным поводом к возникновению термина стала серия карикатур Р.Аутколта "Желтый малыш". Еще одним оттенком этого термина является синонимичное понятие "бульварная пресса". Существует несколько трактовок этих терминов, опреде­ляющих степень презрительности.
Заголовок (хэдлайн) - в современной журналистской практике эти понятия обладают смысловыми оттенками. Это результат развития информационного рынка, специализации изданий по интересам и вкусам, борьбы за целевую аудиторию. Заголовок - короткая фраза, функциональный смысл которой заключается в отделении материалов друг от друга на полосе издания. Выразительный элемент текста. Хэдлайн - в буквальном переводе с английского "заглавная строка". Характеризуется более высокой степенью информационной насыщенности. Основная задача хэдлайна - выделить наиболее важные элементы текста, служить ориентиром читателю на газетной полосе. По мнению ряда специалистов, эта часть материала вместе с лидом может "тянуть" до 70 % общего смысла всей информации, содержащейся в тексте. Стиль хэдлайнов во многом определяет лицо издания.
Избирательные технологии - сфера политического маркетинга, подразумевающая использование различных приемов по созданию эффективно управляемого имиджа кандидатов.
Имидж (image) - создание образа товара, услуги, коммерческого или политического фигуранта. Одна из основных функциональных задач рекламы и паблик рилейшнз.
Инсайдер - журналист, имеющий доступ к закрытой информации.
Кадроплан, режиссёрская экспликация, (Storyboarding) – визуализация режиссерского замысла перед реализацией проекта: эскизы, зарисовки, фото, видеоматериалы и пр.
Клип - музыкальный видеосюжет с использованием динамичного монтажа.
Клон (профжаргон) – от слова "клонирование". Тиражирование однородных элементов рекламной коммуникации. 
Колонцифра - цифра, обозначающая порядковый номер страницы.
Компромат - публичное оглашение сведений, способных вызывать недоверие к кому-либо, порочащих его репутацию и подрывающих престиж и авторитет. Сбор и публикация информации о нарушениях должностным лицом правовых или морально-этических норм.
Консалтинг (consulting) - деятельность специальных фирм по консультированию согласно отраслевому принципу в области коммерческих, финансовых, политических и прочих услуг, проведение исследований, измерений, прогнозирования, экспертиз.
Контент-анализ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания, а также систематического замера частоты и объема упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста.
Контрреклама - распространенное средство борьбы в сфере политического маркетинга.
Копирайт (copyright, ©) - знак, который используется при массовом тиражировании печатной, кино, видеопродукции, а также в дизайне. Наличие этого знака указывает на то, что авторские права на данное изделие защищены и их нарушение преследуется в судебном порядке.
Копираптер (проф. сленг) - сотрудник рекламного агентства, в обязанности которого входит сочинение оригинальных рекламных текстов (слоганов).
Корректурные знаки - условные знаки, которые указывают на характер требуемых исправлений при редакторской читке.
Либерализм - одно из самых влиятельных общественно-политических течений, в центре внимания которого - понятие свободы человека от социально-политических форм контроля со стороны государства. Доктрина либерализма воплотилась в принципах свободного рынка, конкуренции. Политические принципы - плюрализм, парламентский демократизм, разделение властей, равенство перед законом. Развивается в сложном противоречии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего консерватизмом.
Лид (мотто) - первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста. Лид как бы продолжает функцию хэдлайна. Обычно набирается жирным шрифтом. Некоторые специалисты считают, что лид не должен превышать 50 слов.
Лоббирование (lobbi - кулуары) - термин, обозначающий совокупность действий частных и общественных организаций, воздействующих на принятие решений законодательной или исполнительной властью
Логотип (logo, logotype) - визуальное (звуковое) выражение товарного знака, специально разработанное, оригинальное произведение. Базовый элемент фирменного стиля (графического комплекса)..

Макет - композиционная модель печатного носителя (книги, номера газе­ты, журнала, буклета).
Макрейкеры (разгребатели грязи) - так в начале XX века в США стали именовать журналистов и публицистов, обличавших коррупцию в структурах государственной власти
Манипулирование - способы воздействия на поведение социальных групп и индивидов. Манипулятивные возможности СМИ, рекламы, ПР заключаются в способах интерпретации событий. Одним из критериев манипулирования является идея отделения фактов от мнений. Среди различных форм воздействия на массовое и индивидуальное сознание выделяют три основных - манипулирование, сотрудничество и принуждение.
Маркетинг (marketing) - работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Система мероприятий по изучению рынка и воздействию на потребительский спрос
Масс-медиа – печатные и электронные средства массовой информации.
Медиатическая ловушка - манипулятивная техника постановки вопросов при проведении опросов общественного мнения.
Менеджмент (management) - совокупность методов и форм управления.
Ментальностъ (mentality) - совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов.
Мониторинг - процесс отслеживания, анализа и оценки размещения рекламы в СМИ.
Мотивация - психологические предпосылки, обусловленные осознанными или неосознанными нуждами потребителей.
Новость - оперативная информация: а) новость "жесткая" - краткое изложение сути произошедшего, строится, как правило, по принципу перевернутой пирамиды, где в самом начале выдается наиболее существенная информация, а затем второстепенная; б) новость "мягкая" - изложение сути события с элементами занимательности, интриги.
Оригинал-макет - в полиграфическом дизайне обозначает издательский окончательный вариант макета, который должен полностью соответствовать будущим экземплярам тиража печатного продукта.
Паблисити (publicity) - а) создание информационных поводов с целью увеличения известности и популярности в коммерческой, политической сфере; б) неличностное стимулирование спроса на товар; в) публичность, гласность, известность.
Патернализм - стратегия льготных и благотворительных мероприятий по отношению к занятым в фирме сотрудникам с целью закрепления кадрового состава.
Пилотный номер (программа, копия) - пробный выпуск печатного, телевизионного кинопродукта с целью привлечения инвесторов, рекламодателей, изучения реакции аудитории.
Полоса - страница печатного издания.
Прайм-тайм (prime time) - время наибольшего охвата аудитории телеканалом или радиостанцией.
Пресс-релиз (press release) - специальные бюллетени о фирме или товаре (услуге), основная цель которых - создание информационных поводов для СМИ; информационный текст об истории, структуре, внутрифирменных событиях, специфике деятельности фирмы, предназначенный для оповещения СМИ, потребителей.

Провайдер - наиболее часто этот термин используется применительно к фирмам-посредникам, обеспечивающим доступ к сетевым службам пользователей Интернета.
Продюсер (producer) – доверенное (или независимое) лицо кинокомпании, осуществляющее художественный и организационно-финансовый контроль за постановкой фильма. Часто именно продюсер является инициатором проекта, что пред­полагает наличие нюха на сценарные идеи. Иногда продюсер является режиссером-постановщиком или сценаристом, или крупной звездой кино и шоу - бизнеса. Он берет на себя риск расходов на "девелопмент" - доработку сценария и является одним из основных инвесторов проекта. В зависимости от степени контроля делятся на главных, исполнительных, линейных и т. п.
Пятое сословие («пятая власть») – по аналогии с определением печатных СМИ как "четвертого сословия", "пятое сословие" - это метафорическое обозначение электронных масс-медиа.
Рейтинг (rating) - попытка экспертов упорядочить исследуемое явление по какому-либо признаку. Для каждого рейтинга должен быть четко прописан критерий рейтингования.
Репутация - общественная оценка, одна из основных имиджевых характеристик, основанная на создании мнения о достоинствах или недостатках чего или кого-либо.
Слоган - рекламный девиз в виде эмоционально заряженной фразы, используемый как элемент корпоративной идентификации. В отличие от рекламного заголовка, призван выражать не конкретные достоинства товара, а скорее идеологию фирмы, производящей товары, услуги.
Спичрайтер - специалист по составлению текстов речей для политических деятелей.
Спонсорство - система взаимовыгодных отношений, комплекс акций, включающих в себя элементы паблик рилейшнз.
Стереотип - термин, обозначающий стойкие эмоционально окрашенные представления об окружающей человека действительности, с оттенком упрощения. Часто сырьем для создания стереотипов являются различные предубеждения.
Суррогат-спикер (surrogate speakers) - люди, пользующиеся определен­ным авторитетом на информационном рынке, которых привлекают для обсуждения актуальных проблем вместо первых лиц.
Тезаурус - словарь, в котором слова структурированы по предметно-тематическому принципу.
Теория зависимости - одна из теорий коммуникации, согласно которой, люди склонные полностью полагаться на СМИ в вопросах, о которых не могут получить информацию непосредственно. Эффективно применяется в сфере политического маркетинга.
Теория "постановки повестки дня" - одна из теорий коммуникации, согласно которой СМИ могут искусственно манипулировать массовым сознанием, отбирая и показывая события, тем самым формально избегая дик­тата, но осуществляя "подсказку".
Ток-шоу - жанр радио- и телепередач, в основе которого динамичный диалог со зрителями или слушателями в прямом эфире.
Харизма (греч. charisma - Божий дар) - природные или искусственно созданные свойства личности, вызывающие перед ней массовое преклонение.
Хит, хит-парад - помимо множества иных значений, чаще обозначает концерт популярных музыкальных исполнителей.
Холдинг (holding) - компания или корпорация, контролирующая несколько фирм с помощью акций, которыми владеет.
Шприц (профжаргон) - один из коммуникационных ПР-приемов, суть которого в непосредственном воздействии на аудиторию путем "впрыскивания" информации в массовое сознание.
Эхо-фраза - завершающая часть рекламного текста. Ее основная функция - закрепить в сознании потребителя яркую образную информацию.
FM - (frequency modulation) – радиочастота.

 

Архив публикаций: 
Журналистская энциклопедия: